Великие педагоги: методика Марии Монтессори

Судьба этой женщины уникальна: единственная дочь богатых родителей, Мария Монтессори стала первой итальянкой, получившей медицинское образование. Методика Монтессори перевернула отношение общества к особенным детям. Не смотря на то, что первые разработки Монтессори появились почти 100 лет назад, многие педагоги 21 века по-прежнему находят в них что-то полезное для своей работы.

Судьба этой женщины уникальна: единственная дочь богатых родителей, Мария Монтессори стала первой итальянкой, получившей медицинское образование. Методика Монтессори перевернула отношение общества к особенным детям. Не смотря на то, что первые разработки Монтессори появились почти 100 лет назад, многие педагоги 21 века по-прежнему находят в них что-то полезное для своей работы.

История создания методики Монтессори

Мария Монтессори отличалась редким человеколюбием. Работая с больными, отторгнутыми обществом детьми, она первая заметила и обосновала тот факт, что окружающая среда оказывает значительное влияние на развитие человека. Монтессори сумела переубедить врачей и педагогов в том, что умственно отсталые малыши тоже нуждаются в книгах, игрушках и развивающих занятиях.

Доступ к исследованиям и практическому применению своих идей Мария Монтессори получила в девятисотом году, когда ей доверили пост директора римской ортофренической школы. Всего за три месяца работы Монтессори и ее помощники смогли добиться результатов, поразивших влиятельную комиссию, состоявшую из врачей, педагогов и политиков.

Вскоре метод Монтессори получил мировое признание. В дальнейшем карьера М. Монтессори развивалась стремительно. Она стала заведующей кафедры антропологии. А через 7 лет в Италии открылся первый интернат для детей, в основу программы которого была положена система обучения Монтессори.

Мария, наконец смогла обучать своих воспитанников так, как считала подсказывал ей опыт и знания. У нее появилось много последователей, это были молодые педагоги из разных стран мира.

До конца своей жизни женщина работала над разработкой и дополнением методики и практического приложения к ней. Материалы Монтессори не потеряли своей актуальности и сегодня. Множество детишек любят играть и познают мир с помощью пособий изготовленных по рекомендациям методики Монтессори.

Что представляет собой методика обучения Марии Монтессори

В чем суть обучения детей по системе Монтессори? Прежде всего, это практические занятия и познание мира с помощью ощущений. Изучая труды коллег Г. Итарда и Э. Сегена, и наблюдая за маленькими пациентами, она сделала вывод, что в основе интеллекта человека лежит чувственное восприятие окружающих предметов и их свойств.

Занятия по методике Монтессори предполагают насыщение повседневной жизни ребенка маленькими экспериментами. Сравнивая различные свойства предметов, дети осваивают многие понятия в ненавязчивой, но эффективной форме.

Прежде всего, детям позволено самостоятельно решать, какой вид деятельности им интересен сейчас. Роль учителя – необходимая, но достаточная помощь. Как же контролировать процесс? Ведь скалывается впечатление, что система Монтессори — это такое детское царство, где нет места взрослым.

Дело в том, что все методические пособия разработаны таким образом, что дети могут проверять правильность выполнения самостоятельно. Например, сортер можно собрать, только если ребенок подбирает фигурки правильно. А вкладыши Монтессори работают только тогда, когда круг кладут в выемку для круга, квадрат – для квадрата. Иначе говоря, если малыш ошибается, то у него ничего не получается.

Методика воспитания Монтессори построена на содружестве старших и младших детей. Большие дети помогают малышам. А малыши, в свою очередь, наблюдая за взрослыми товарищами, стремятся подражать им и таким образом осваивают навыки гигиены, культуры поведения, у них повышается интерес к познавательной деятельности и игре.

Отзывы о методике Марии Монтессори

Многих родителей смущает то факт, что воспитанниками и учениками Мария Монтессори были особенные дети. Рассуждая логически, система воспитания Монтессори является специфической и для здоровых малышей с нормальной психикой бесполезна. Но есть и другой взгляд на проблему: если развивающие игры Монтессори помогли умственно отсталым детям, то они тем более полезны здоровым ребятишкам.

Да, как и все педагогические системы, методика Монтессори имеет свои плюсы и минусы. Также несомненно, что жесткие границы, которые были продиктованы особенностями учеников, повлияли на подбор средств и методов обучения. Методика Монтессори — это, прежде всего, богатый практический материал. И это самое ценное в системе, которая продолжает оставаться актуальной и по сей день.

Второе, но не менее важное правило методики – это практика и активная деятельность ребенка. Абсолютно все знания дети получают во время познавательной игры. А игра, как известно, это лучший способ понять и запомнить новый материал.

Следующий положительный момент – организация учебного процесса. Занятия по системе Монтессори проходят в специальных комнатах. Дети могут сесть, лечь, пройтись. Разве сравним подход Монтессори к гигиене детского здоровья со школьной и садиковской системой, когда детишки вынуждены неподвижно сидеть за столом в течении долгого времени? Именно благодаря этому, методика Монтессори для детей от 6 месяцев – это наилучший выход для родителей, стремящихся дать детям раннее образование.

Справедливо будет сказать, что вопрос дисциплины для поклонников обучения «по Монтессори» должен быть под особым контролем. Непосредственное поведение малышей в Монтессори-саду приводит к тому, что став учениками, дети ведут себя на уроках как привыкли – бродят по классу, встают без разрешения…  Это и есть главный минус методики. Возможно, занятия спортом и комплексный подход к организации занятий помогут решить проблему.

Система Монтессори, на что обратить внимание

Родители, которых увлекла методика раннего развития Марии Монтессори от 6 месяцев до 6 лет, должны заниматься со своими детишками дополнительно. Вот направления, которым стоит уделить  внимание:

  1. Домашние занятия по развитию речи: чтение книг, пересказы, беседы, заучивание стихов.
  2. Ролевые игры с другими детьми и родителями, спортивные соревнования.
  3. Детское рукоделие – лепка, рисование, и другие виды.
  4. Занятия, направленные на усидчивость и кропотливую работу (раскрашивание, собирание пазлов, игры с конструкторами).

Методика воспитания Монтессори была создана для приютских детишек, лишенных семейного воспитания. А особенности психики больных детей повлияли на то, что в Монтессори — школах принят принцип невмешательства взрослого в процесс самообучения ребенка. И это не недочет, а плюс для системы обучения ребятишек с особенной психикой. Мы же с Вами говорим о том, приемлема ли технология саморазвития М. Монтессори для обычных, здоровых детей.

Вывод таков: практическая часть материалов бесценна. Их можно и нужно применять педагогам и родителям для того, чтобы осуществлять раннее развитие детей по системе Монтессори, если рассматривать элементы методики как дополнительные задания.

К сожалению, система Марии Монтессори давно стала модным словосочетанием и наживкой для родителей. Яркие и насыщенные занятия, группы, наполненные дорогой наглядностью, деловитые малыши, снующие от одной игровой зоны к другой – все это впечатляет. Не стоит горевать, если Вы не можете себе позволить посещать такие кружки. Ведь дидактические материалы Монтессори используются каждым уважающим себя педагогом.

Оцените статью
Adblock
detector